Кастомайзинг

Модное явление (от англ. custom — заказной), в широком смысле слова это переделывание готовой вещи, в нашем случае — мотоцикла, под индивидуальный вкус клиента. В итоге из безликой массовой заводской машины получается уникальный аппарат, подчас настоящее произведение искусства. Основная задача кастомайзера — «убить наповал» своим творением. При этом нередко использовать мотоцикл по прямому назначению (то есть для езды) становится трудно, а иногда и вовсе невозможно. Поэтому говорить о регистрации в ГИБДД не приходится — и владелец, и зрители должны воспринимать кастом как произведение искусства, которое бережно хранится и транспортируется от выставки к выставке. Граничит с кастомайзингом тюнинг мотоциклов, при котором основное внимание уделяется повышению мощности двигателя и улучшению ездовых качеств аппарата. Первая ступень кастомайзинга — когда заводской байк украшается аэрографией и наклейками, а элементы обвеса заменяются на купленные в салонах. Такое украшательство обычно производят самостоятельно. Настоящим же кастомайзингом, с изготовлением рамы, ходовой части и даже модернизацией двигателя и подвесок, занимаются профессионалы в кастом-мастерских. Они буквально «несут золотые яйца» — делают один-два аппарата в год по цене, в 5–10 раз превышающей номинальную стоимость исходного байка.

Придание мотоциклам индивидуальности существовало всегда, однако массово мотокастомайзинг оформился лишь в 50-х в США. Тогда «чопперили» и «бобберили» (так называются стилевые течения) все марки мотоциклов, которые только попадались под руку. Позже американские кастомайзеры прочно «подсели» на свою марку мотоциклов HarleyDavidson c харизматичным двухцилиндровым мотором V-твин. Европу волна кастомайзинга накрыла в начале 70-х годов. «Большой ренессанс» кастомайзинга, случившийся в середине 90-х, поначалу за версту обходил любые «не V-твины». Позже подняла голову «олдскул» («старая школа») с приверженностью к одному «горшку». На чемпионате мира 2005 года по кастомайзингу «золото» получил как раз одноцилиндровый аппарат.

Среди многообразия конструкций «одноствольных» моторов существует такая классическая «староанглийская» фишка — четырехтактный мотор с цилиндром большого объема, расположенным строго вертикально. Этот тип двигателя так и называют — «тампер» (thumper), «большун» то есть. Фанаты тамперов во всем шире не без оснований считают звук его выхлопа не менее чарующим, чем «V-твиновский». Настоящий английский «тампер» предлагает сегодня на мировом рынке Suzuki своей моделью LS650 Savage («Дикарь»), которая и является отправной точкой фантазии кастомайзеров.

30 мая 2012 г.

На третьем московском «Кастом-моторз шоу» весной 2006 титул «Best of Show» достался мотоциклу No Jokes — тому самому, с которым Юрий Шиф участвовал в чемпионате Европы. В категории «Лучший отечественный кастом» победила «Акула» мастерской «Демоны спокойствия» из г. Чайковский Пермской области. В категории «Old Style» безусловно лучшим был «Пинчер» от мастерской «Орехово Custom Art» — представитель «старой школы» с мотором от BMW R35. Приз в номинации «Big Twin Custom» получила известная по большинству московских кастом-мероприятий последних лет стилизация Indian. «Лучшим трайком» был назван дредноут с «таховским» (Chevrolet) V8 от мастерской Luber Custom. На кастом-шоу были также представлены мастерские Fort MC, Bike-Garage Engineering, MotoClan и Old Scuns Custom Kaluga.

++++-
30 мая 2012 г.

А что у нас? Несмотря на исконно русскую смекалку и тягу чем-то занять руки, кастомайзинг не обрел статуса народного промысла. Наши мастера недалеко ушли от «самопальщиков», но в том не их вина: нет спроса на такие аппараты, да и немалые трудности с добыванием «фенечек» — рулей, глушителей, воздушных фильтров, ободов колес. Например, широкие и модные шины «на 300» приходится заказывать за тридевять земель, откуда они идут по полгода. Приспосабливают детали от «совкоциклов» или секонд-хенда, а чаще всего делают новые, проявляя недюжинную смекалку и пуская в ход связи на оборонных заводах. Сами аппараты — по большей части «обезлюленные» «Уралы» и «Днепры», купленные за бесценок у пенсионеров. Одна из наиболее известных кастом-мастерских — московская «Орехово Custom Art» (Сергей Кузаков, Александр Ширяев) — выпустила более четырех десятков аппаратов.

+++++
30 мая 2012 г.

В 2006 году состоялся Третий официальный чемпионат мира по кастом-байк-билдингу. Проходил он в Стерджисе, США, в рамках легендарной байкерской тусовки Sturgis Bike Week, собирающей несколько сотен тысяч зрителей. Определяли «Топ-12» в классе Freestyle и по три призовых места в других номинациях — Modified Harley-Davidson, Production Manufacturer и Metric. Свои работы представили 77 мастерских. 85 американским мотоциклам противостояли только 15 «иностранцев». Зато гости взяли не числом, а умением...

-----
30 мая 2012 г.

Одно из фантастических решений, беспроигрышно привлекающих внимание публики — использование «пустых», без оси и ступицы, колес. Их называют «хаблесами», от англ. hubless — «без оси».

-----

Новости

30 мая 2012 г.
Honda Motor выпустила более 200 млн. мотоциклов

30 октября 2008 года японский концерн Honda Motor отметил некий юбилей. Было официально объявлено о том, что компанией произведено более двухсот миллионов единиц мотоциклов. Произошло это знаменательное события спустя всего пятьдесят девять лет с того момента, как первый произведенный концерном мотоцикл Honda — Dream D-type поступил в продажу.