Универсальность — превыше всего

-----
30 мая 2012 г.

Собственно, сами мотоциклетные компании спешат на помощь тем, кто запутался в дебрях терминологии. Ducati назвала свой сверхуниверсальный мотоцикл Multistrada — в переводе с итальянского «вседорожник». А Kawasaki изобрела составной термин Versys, от versatile system — «универсальная система». Но, чтобы потом не возникло тех коллизий, что ныне окружают термин «джип», лучше взять не привязанное к определенной марке слово. Тем более что у автомобилистов уже используется термин для универсального автомобиля с задатками вседорожника: кроссовер, от английского cross-over — «пересечение».

Что отличает мотоцикл-кроссовер? Унаследованный от туристских эндуро высокий силуэт, увеличенные хода подвесок. Но вместе с тем эти машины начисто лишены внедорожных амбиций, о чем недвусмысленно говорят их колеса: литые, 17-дюймовые, с шинами асфальтового характера. Скорее, это мотоциклы для любых дорог, вседорожники. Конструкторы Ducati Multistrada не только создали первый мотоцикл, наиболее четко воплотивший признаки класса, но и подобрали ему удачное название.

Надо сказать, что в процессе своей эволюции туристские эндуро максимально приблизились к облику и функциональности кроссовера. Трудно представить себе, что кто-то всерьез вознамерится штурмовать бездорожье на Honda Varadero или Suzuki V-Strom. Но именно пример Ducati подтолкнул другие компании к тому, чтобы строить мотоциклы а-ля эндуро совершенно без амбиций покорителя грязи. Показательный пример — то преображение, которое претерпел мотоцикл Triumph Tiger. В сезоне 2007 года он окончательно распрощался с обликом всепроходца — новая модель «сложена» из агрегатов дорожных моделей Speed Triple и Sprint ST.

Возможны и обратные метаморфозы: Benelli Tre-K, представленный годом ранее как кроссовер, в 2007 году обзавелся внедорожной модификацией Amazonas. Хотя трудно ожидать качеств внедорожного «бойца» от изначально шоссейного мотоцикла — даже несмотря на «зверский» обвес и шины с развитыми грунтозацепами.

Свою версию кроссовера представила также итальянская компания Moto Morini. Модель ММ 3 пока заявлена как концептбайк. Впрочем, вся футуристичность этой машины сводится лишь к обилию электронной начинки — электронная система управления дроссельными заслонками, тормозная система с АВS, противобуксовочная система. Зато знатоки отмечают в этом мотоцикле фирменные черты знаменитой Moto Morini 3 1/2, принесшей славу фирме в 70-е годы прошлого столетия.

Единственный среди новинок 2007 года кроссовер средней кубатуры (и он же единственный кроссовер от японского производителя) — Kawasaki Versys. Машина построена на агрегатах 650-кубового родстера Kawasaki ER-6, у которого взяты силовой агрегат (дефорсированный в сторону увеличения тяги на средних оборотах коленчатого вала), рама, элементы задней подвески с расположенным сбоку моноамортизатором, 17-дюймовые колеса, тормоза с лепестковыми дисками. Впрочем, довольно много и оригинальных узлов (таких, как регулируемая передняя вилка перевернутого типа), а внешний облик вполне зауряден.

Предельно близко к кроссоверам находятся мотоциклы другой группы, стремительно набирающей популярность, — гипермотарды. Чтобы понять разницу между этими машинами, достаточно сравнить Ducati Multistrada и построенный на его агрегатах Ducati Hypermotard. Технические различия минимальны: легкий алюминиевый подрамник вместо заднего «конверта» рамы, тормоза с передними скобами радиального типа, модные Y-образные спицы колес. Но каков стиль! Если первый мотоцикл — добропорядочный турист (былая эпатажность облика, примелькавшись, уже утратила остроту), то второй — злобный «антипробочный» снаряд, с которого безжалостно ампутировано все лишнее. И не важно, что со 180 кг массы мотоцикла между автомобилями особо не попрыгаешь — главное, опередить конкурентов.

Другая версия гипермотарда — BMW HP2 Megamoto. История этой машины любопытна: модель НР2 была задумана как настоящий жесткий эндуро для участия во внедорожных состязаниях. Но уже через несколько месяцев по требованиям покупателей стали предлагать такую опцию, как 17-дюймовые колеса с шоссейными шинами. А в сезоне 2007 года уже предлагают полноценный гипермотард с форсированным двигателем, мощными тормозами и полуобтекателем.

Если отбросить приставку «гипер», то мы найдем еще одного интереснейшего дебютанта в стане мотардов: KTM 690 Supermoto, первенца нового семейства австрийских одноцилиндровых мотоциклов (654-кубовый инжекторный мотор, шестиступенчатая коробка передач, пространственная рама). В будущем на этой основе появятся и эндуро, но начало серии с универсального мотарда говорит о многом.

Искусство создания различных моделей на одной элементной базе продемонстрировал концерн BMW. Новая серия G650X, разработанная совместно с итальянской компаний Aprilia, состоит из трех моделей: хард-эндуро Xchallenge, мотоцикла двойного назначения Xcountry и мотарда Xmoto. Причем у всех трех машин — одинаковые силовые агрегаты от австрийской фирмы Rotax (известные по семейству F650), стальные рамы, но совершенно различные подвески, тормоза и наружный обвес колес.

А чемпионом по универсальности можно назвать концепт-байк Husqvarna STR650 CRC. Созданный знаменитым конструктором Массимо Тамбурини аппарат объединяет в себе черты агрессивного супермотарда и цивильного родстера. Уникальной особенностью этого концептуального мотоцикла является встроенный в раму эксцентрик, изменяющий параметры шасси.

1 2 3 4 5

Новости

30 мая 2012 г.
Honda Motor выпустила более 200 млн. мотоциклов

30 октября 2008 года японский концерн Honda Motor отметил некий юбилей. Было официально объявлено о том, что компанией произведено более двухсот миллионов единиц мотоциклов. Произошло это знаменательное события спустя всего пятьдесят девять лет с того момента, как первый произведенный концерном мотоцикл Honda — Dream D-type поступил в продажу.