Коленчатый вал. Снятие и установка, замена сальника

Двигатель снят с мотоцикла (см. «Силовой aгpeгaт. Снятие и установка»).
Коробка передач снята (см. «Коробка передач. Снятие и установка»).
ЦПГ снята (см. «Цилиндро-поршневая группа. Разборка и сборка»).
Маховик снят (см. «Маховик. Снятие и установка»).
Масляный насос снят (см. «Масляный насос. Снятие и установка»).
Механизм ГРМ снят (см. «Механизм газораспределения. Разборка и сборка»).
1. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем девять болтов крепления корпуса заднего шарикового подшипника коленчатого вала.

2. Щипцами снимаем стопорное кольцо, фиксирующее подшипник на хвостовике коленчатого вала.

Для проведения следующей операции необходимо изготовить специальный съемник



Материал - сталь
Толщина пластины - 4 мм (min)
Боковые болты - М 10x1,5: 55 мм
Центральный болт - М12х1,75; 50 мм (min)

3. Устанавливаем съемник: вворачиваем болт крепления маховика на 3/4 оборота, кладем пластину на болт так, чтобы центральный болт съемника оказался по центру болта маховика, устанавливаем боковые болты в отверстия съемника и, совместив их с резьбовыми отверстиями на корпусе подшипника, вворачиваем до упора.

Стрелками показаны места установки болтов съемника
4. Спрессовываем корпус заднего подшипника коленчатого вала в сборе с подшипником и сальником.

5. Вынимаем корпус из картера.

6. Снимаем прокладку корпуса. Если прокладка имеет механические повреждения (имеются разрывы, трещины, общая ветхость), при сборке прокладку необходимо заменить.

7. Шлицевой отверткой поддеваем и извлекаем сальник маховика из корпуса подшипника.

8. Щипцами снимаем стопорное кольцо, фиксирующее подшипник в корпусе.

9. Устанавливаем корпус на тиски и через выколотку или инструментальную головку, подходящую по диаметру к внутреннему кольцу подшипника, легкими ударами молотка выпрессовываем подшипник из корпуса.

10. Извлекаем подшипник.

11. Осматриваем подшипник: он должен вращаться свободно, без заеданий и шума. Внешнее кольцо не должно иметь люфта oтносительно внутреннего. Кольца подшипника, сепаратор и шарики не должны иметь механических повреждений (трещин, сколов, выщербин металла, деформаций). Если хотя бы одно из условий не выполнено, подшипник подлежит замене.
12. Легкими ударами молотка через оправку из мягкого металла по внешнему кольцу подшипника выпрессовываем передний подшипник коленчатого вала из корпуса в сборе с коленчатым валом.

Чтобы не смять гнездо подшипника, придерживаем вал рукой

13. Ориентируем коленчатый нал таким образом, чтобы шатуны были в положении НМТ, а паз под шпонку маховика направлен вверх. Поднимая переднюю часть и опуская заднюю, извлекаем коленчатый вал из картера двигателя в сборе с передним подшипником.

14. Осматриваем передний подшипник: он должен вращаться свободно, без заеданий и шума. Внешнее кольцо не должно иметь люфта относительно внутреннего. Кольца подшипника, сепаратор и шарики не должны иметь механических повреждений (трещин, сколов, выщербин металла, деформаций). Если хотя бы одно из условий не выполнено, подшипник подлежит замене. Если подшипник в норме, и коленчатый вал не планируется заменять, подшипник допускается не спрессовывать с вала.

Важно соблюдать аккуратность при проведении следующей процедуры, а также пользоваться только подходящим съемником. Важно не погнуть уловители масла коленчатого вала. Чтобы не повредить передний хвостовик вала съемником, подкладываем под болт съемника упорную шайбу шестерни коленчатого вала

15. Устанавливаем коленчатый вал на тиски и двухзахватным съемником с тонкими захватами спрессовываем передний подшипник с коленчатого вала.

16. Снимаем подшипник.

17. Осматриваем коленчатый вал.
На деталях коленчатого нала не должно быть механических повреждений, трещин, сколов металла, выщербин. Передний и задний коренные подшипники должны садиться на вал с заметным натягом, подшипники нижних головок шатунов не должны иметь продольного люфта, шатуны не должны иметь деформаций (не должны быть погнуты). Втулки верхних головок шатунов не должны иметь глубоких царапин, задиров, трещин. Поршневые пальцы должны входить в них с небольшим натягом от усилия руки. Плоскости вращения шатунов должны быть строго параллельны.
Если нарушено хотя бы одно из перечисленных условий, коленчатый вал подлежит замене.
Коленчатый вал выполнен неразборным, поэтому ремонт или замена отдельных его частей в условиях мастерской невозможны.

Сборка

1. Устанавливаем коленчатый вал в тиски передним хвостовиком вверх таким образом, чтобы вал упирался задним хвостовиком в подвижную планку тисков.

Для облегчения процесса на-прессовки подшипника на вал рекомендуется разогреть подшипник техническим феном до температуры 100-120 С, а посадочную плоскость вала смазать тонким слоем моторного масла

2. Устанавливаем на хвостовик подшипник, и молотком, через подходящую по диаметру к внутреннему кольцу подшипника оправку или инструментальную головку на 41 мм, запрессовываем подшипник на вал.
3. Устанавливаем коленчатый вал с подшипником в картер двигателя. Для этого ориентируем коленчатый вал так, чтобы шпоночный паз маховика был обращен вверх, наклоняем вал задним хвостовиком вниз и опускаем в картер.

4. Направляем шатуны в отверстия цилиндров.

5. Устанавливаем вал в правильное положение, направив передний подшипник в корпус.

6. Если в процессе разборки мы выворачивали винты корпуса переднего подшипника, заворачиваем и затягиваем их. Тонкой стальной проволокой контрим винты, продев ее в отверстия в головках и скрутив пассатижами концы.

7. Из съемника, описанного выше в этой главе, вынимаем боковые болты и выворачиваем центральный болт.

Устанавливаем его на переднюю плоскость картера, таким образом, чтобы центральное отверстие было соосно отверстию в переднем хвостовике коленчатого вала. Пропустив болт с резьбой М8 х 1,25, длиной не менее 100 мм, с навернутой на него гайкой, сквозь центральное отверстие съемника, вворачиваем его в коленчатый вал.

Перед запрессовкой переднего подшипника коленчатого вала, рекомендуется смазать посадочную плоскость корпуса подшипника тонким слоем моторного масла

8. Затягиваем гайку и, удерживая болт от проворачивания накидным ключом или головкой, рожковым ключом вращаем гайку в сторону отворачивания таким образом затягиваем подшипник вместе с коленчатым валом в передний корпус.

При запрессовке коленчатого вала важно следить за соосностью подшипника и его корпуса. Попытка запрессовать перекошенный подшипник может привести к его поломке, а также, к повреждению корпуса подшипника и посадочной плоскости передней крышки картера ввиду чрезмерной нагрузки


9. Устанавливаем корпус заднего подшипника на тиски так, чтобы не повредить ребра жесткости и прочие выступающие элементы детали.

Перед запрессовкой подшипника в корпус рекомендуется разогреть корпус техническим феном до 80—90 С, и смазать посадочную поверхность подшипника тонким слоем моторного масла

10. Устанавливаем подшипник в гнездо и запрессовываем подшипник легкими ударами по диаметрально противоположным точкам внешнего кольца через оправку подходящего диаметра или, если ее нет, через выколотку из мягкого металла. Вместо оправки можно использовать внешнее кольцо старого подшипника, если таковой имеется.

Нельзя наносить удары непосредственно по кольцу подшипника, так как это может повредить его. Не допускается запрессовывать подшипник, воздействуя на его внутреннее кольцо. Важно не допускать сильных перекосов подшипника при его запрессовке, так как это может повредить подшипник и посадочные поверхности его корпуса


11. Устанавливаем на место стопорное кольцо подшипника.

12. Устанавливаем прокладку заднего корпуса подшипника, предварительно смазав ее с обеих сторон моторным маслом.

Перед напрессовкой подшипника на коленчатый вал рекомендуется разогреть подшипник техническим феном примерно до 80-90 С и смазать посадочную поверхность корпуса подшипника тонким слоем моторного масла


13. Устанавливаем корпус подшипника в сборе с подшипником на задний хвостовик коленчатого вала, проверяем соосность установки деталей друг относительно друга, совмещаем отверстия под винты на картере и корпусе подшипника. Через подходящею по диаметру к внутреннему кольцу подшипника оправку или головку на 41 мм напрессовываем подшипник на коленчатый вал.

Чтобы во время напрессовки подшипника на вал не нарушилась соосность отверстий под винты в корпусе и картере после частичной осадки подшипника, рекомендуется ввернуть два-три винта, и в дальнейшем, по ходу осадки корпуса с подшипником в картер, доворачивать их

14. Наносим на резьбовую часть каждого болта заднего корпуса подшипника силиконовый герметик, заворачиваем к затягиваем их. Болты следует затягивать в порядке «через один» моментом 13—17 Н-м.
15. Устанавливаем стопорное кольцо подшипника, фиксирующее его на хвостовике вала.

16. Смазываем посадочную поверхность сальника маховика тонким сдоем моторного масла и запрессовываем его в гнездо корпуса заднего подшипника коленчатого вала. Важно установить сальник без перекосов. Если сальник запрессовывается с большим натягом и усилия рук не хватает для его осадки, можно воспользоваться внешним кольцом старого подшипника вместо оправки и легкими ударами молотка запрессовать сальник на место.

17. Проверяем правильность установки коленчатого вала. Если во время запрессовки заднего подшипника весь вал сместился вперед (о чем могут говорить посторонние звуки при вращении, заедания при попытке провернуть коленчатый вал рукой), допускается нанести несколько ударов резиновым молотком или киянкой по переднему хвостовику вала, чтобы он занял правильное положение. Обычно достаточно двух-трех ударов.

Новости

30 мая 2012 г.
Honda Motor выпустила более 200 млн. мотоциклов

30 октября 2008 года японский концерн Honda Motor отметил некий юбилей. Было официально объявлено о том, что компанией произведено более двухсот миллионов единиц мотоциклов. Произошло это знаменательное события спустя всего пятьдесят девять лет с того момента, как первый произведенный концерном мотоцикл Honda — Dream D-type поступил в продажу.