Механизм газораспределения. Разборка и сборка

Силовой агрегат снят с мотоцикла (см. «Силовой агрегат. Снятие и установка»). Коробка передач отсоединена (см. «Коробка передач. Снятие и установка»).
Генератор снят (см. «Генератор. Снятие и установка»).
Цилиндро-поршневая группа снята (см. «Цилиндро-поршневая группа. Разборка и сборка»).
Система зажигания снята (см. «Системы зажигания УКТУС-1, УКТУС-2. Описание. Снятие и установка».
Приводная шестерня масляного насоса снята (см. «Масляный насос. Снятие и установка»).
Моторное масло слито из картера двигателя (см. «Двигатель. Замена масла и масляного фильтра»).

Разборка

1. Шлицевой отверткой, при необходимости ударной, отворачиваем четыре винта крепления корпуса сальника распределительного вала.

2. Снимаем корпус сальника в сборе с сальником.

3. Снимаем прокладку корпуса сальника.

Бумажную прокладку корпуса сальника распределительного вала легко повредить при снятии. Если прокладка имеет надрывы, расслоения или прочие механические повреждения, ее рекомендуется заменить

4. Если сальник распределительного вала изношен и течет, заменяем его. Для этого извлекаем сальник из корпуса и устанавливаем на его место новый.

При установке сальник должен быть обращен пружиной внутрь двигателя

На двигателях выпуска до 2005 г. вместо винтов с головками под внутренний шестигранник применялись винты с головкой под шлиц. Для отворачивания винтов такого типа рекомендуется воспользоваться ударной отверткой

5. Шестигранным ключом на 5 мм отворачиваем десять болтов крепления передней крышки двигателя. На фото Цилиндро-поршневая группа двигателя снята.

6. Снимаем переднюю крышку двигателя.

7. Аккуратно снимаем прокладку передней крышки.

Бумажную прокладку корпуса сальника распределительного вала легко повредить при снятии. Если прокладка имеет надрывы, расслоения или прочие механические повреждения, ее рекомендуется заменить

8. Вращая распределительный вал, совмещаем отверстия в его шестерне с винтами крепления прижимной пластины подшипника.

9. Ударной отверткой отворачиваем два винта крепления прижимной пластины подшипника распределительного вала.

10. Проверяем и при необходимости устанавливаем толкатели клапанного механизма в максимально-возможное выдвинутое положение.

Завод-изготовитель предписывает выпрессовывать распределительный вал при помощи специального съемника, но, поскольку в условиях гаража или мастерской такой съемник изготовить сложно, предлагаем воспользоваться следующим способом. Важно производить операцию аккуратно, чтобы не повредить посадочную плоскость картера и шестерню распределительного вала!

11. Двумя мощными отвертками или монтажными лопатками вырессовываем распределительный вал.

12. Извлекаем распределительный вал из картера двигателя в сборе с передним подшипником. шестерней и прижимной пластиной подшипника.

13. Осматриваем распределительный вал. Если на кулачках имеются задиры, износ, выкрашивание металла, вал подлежит замене. Микрометром измеряем диаметр задней шейки вала (подшипник скольжения).
Номинальный диаметр шейки составляет 0.100 26+0.1000.055мм.
Если износ задней шейки превышает 0,04 мм, распределительный вал подлежит замене.
14. Ударной отверткой отворачиваем винты направляющих толкателей клапанного механизма.

При снятии толкателей с направляющими, помечаем их, чтобы при установке не перепутать детали между собой и по месту в двигателе, так как они приработались друг к другу.
В некоторых двигателях на переднем торце направляющих выбито разное количество точек. Ими можно воспользоваться как метками


15. Извлекаем направляющие в сборе с толкателями.

16. Извлекаем толкатель из направляющей.

17. Проверяем состояние толкателей и направляющих: толкатель должен перемешаться в направляющей свободно, без усилий и заеданий. На стержне не должно быть задиров и царапин. Торец толкателя, взаимодействующий с кулачком распределительного вала, не должен иметь выработки, задиров, царапин и прочих механических повреждений. Неглубокий, мало ощутимый пальцами рисунок в виде концентрических кругов на торцевой поверхности — нормальное явление,которое говорит о том, что толкатель работает правильно, вращаясь вокруг своей оси во время работы. На скользящей поверхности направляющей также не должно быть царапин, задиров и прочих механических повреждений. Толкатель, вставленный в направляющую, не должен иметь заметного поперечного люфта. Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, пара «толкатель — направляющая» подлежит замене.
18. Осматриваем шестерни распределительного и коленчатого валов: если на зубьях видны сколы, выщербины или другие механические повреждения, шестерни подлежат замене. Шестерни распределительного и коленчатого валов заменяются только парой. Не допускается замена шестерен поодиночке, по причине того что завод-изготовитель подбирает пары шестерен по шуму. Кроме того, пару шестерен необходимо подбирать в соответствии с группой картера для получения правильного зазора в зацеплении.

Группа картера Маркировка комплекта шестерен
0 13-18
1 12-17
2 11-16
3 10-15
4 9-14
5 8-13

Группа картера выбивается на верхней поверхности картера справа от генератора. Индексы комплекта шестерен нанесены на торцевую поверхность шестерен электрографом.
Если возникает необходимость замены шестерни, переднего подшипника распределительного вала или самого вала, разбираем распределительный вал.
19. Снимаем шестерню с распределительного вала. Для этого зажимаем распределительный вал в тиски через деревянные проставки, чтобы не повредить рабочие поверхности кулачков.

20. Спрессовываем шестерню с вала при помощи двухзахватного съемника, установив между винтом съемника и торцом вала подходящую по размеру инструментальную головку, чтобы не повредить хвостовик распределительного вала.

21. Снимаем шестерню с вала.

22. Снимаем с вала упорную пластину подшипника.

23. Уперев отвертку в торец шпонки шестерни, легкими ударами молотка по отвертке выпрессовываем шпонку из гнезда.

24. Извлекаем шпонку.

25. Спрессовываем с вала подшипник, установив между болтом съемника и торцом вала подходящую по размеру инструментальную головку, чтобы не повредить хвостовик распределительного вала.

26. Снимаем с вала подшипник.

Сборка

1. Устанавливаем новый подшипник на распределительный вал и оправкой, подходящей по диаметру к внутреннему кольцу подшипника, легкими ударами молотка напрессовываем подшипник на распределительный вал.

Перед напрессовкой подшипника рекомендуется разогреть его техническим феном до 80—100 °С и смазать моторным маслом внутреннее кольцо подшипника и шейку вала

2. Устанавливаем шпонку в паз нала. Если шпонка входит в паз с натягом, допускается осадить ее на место легкими ударами молотка через выколотку из мягкого металла.

Упорная пластина подшипника вала должна быть установлена так, чтобы проточки под потайные головки болтов были обращены в сторону шестерни

3. Надеваем на вал упорную пластину подшипника.

Перед напрессовкой шестерни рекомендуется разогреть ее техническим феном до 80-100 С и смазать моторным маслом шейку вала


4. Устанавливаем на распределительный вал шестерню, совмещаем паз в шестерне со шпонкой и через подходящую по диаметру оправку или инструментальную головку напрессовываем шестерню на вал.

5. Устанавливаем в паз переднего хвостовика коленчатого вала шпонку. Допускается осадить ее в гнездо легкими ударами молотка.

6. Устанавливаем шестерню на коленчатый вал, совместив паз на шестерне со шпонкой.

7. Через подходящую по диаметру оправку или инструментальную головку, молотком напрессовываем шестерню на хвостовик вала. Важно ориентировать шестерню на валу без перекосов, так как можно повредить посадочные поверхности вала и шестерни.

8. Ориентируем прижимную шайбу шестерни коленчатого пала пазом к шпонке и устанавливаем ее на место.

9. Предварительно выпрямив стопорную шайбу, устанавливаем ее на место так, чтобы ус шайбы вошел в отверстие прижимной шестерни.

10. Заворачиваем и затягиваем болт крепления шестерни коленчатого вала моментом 13—16 Н-м.
11. Стальной выколоткой и молотком загибаем один из краев стопорной шайбы по грани головки болта.

При установке распределительного вала необходимо совместить риски, нанесенные на боковые поверхности шестерен распределительного и коленчатого валов. При несовпадении рисок на шестернях фазы газораспределения не будут выставлены верно, и двигатель работать не будет


12. Смазав моторным маслом скользящую плоскость заднего подшипника распределительного вала, устанавливаем его в картер двигателя. Допускается осадить вал на место легкими ударами молотка через подходящую по размеру оправку или инструментальную головку.

13. Через отверстия в шестерне распределительного вала совмещаем отверстия в упорной пластине подшипника и в картере двигателя.

14. Заворачиваем и затягиваем винты упорной пластины подшипника. Допускается использование ударной отвертки для окончательной затяжки винтов.

15. Раскерниваем винты упорной пластины.

16. Пользуясь метками, сделанными при разборке, устанавливаем на свои места направляющие толкателей в сборе с толкателями, заворачиваем винты толкателей и раскерниваем их.

Перед тем как установить новую прокладку передней крышки двигателя, смазываем ее с обеих сторон тонким слоем моторного масла

17. Устанавливаем прокладку передней крышки двигателя.
18. Устанавливаем крышку двигателя, предварительно совместив паз на сапуне со штифтом на шестерне распределительного вала.

19. Заворачиваем десять болтов передней крышки двигателя до упора, не затягивая их.
20. Равномерно затягиваем винты передней крышки двигателя в несколько проходов в последовательности, указанной на этом фото.

Перед тем как установить новую прокладку передней крышки двигателя, смазываем ее с обеих сторон тонким слоем моторного масла

21. Устанавливаем на место прокладку корпуса сальника распределительного вала.
22. Устанавливаем на место корпус сальника в сборе с сальником распределительного вала, предварительно смазав рабочую кромку сальника моторным маслом. Важно надеть сальник на вал аккуратно, чтобы не повредить и не подвернуть рабочую кромку сальника!
23. Заворачиваем и затягиваем в последовательности «крест-накрест» винты корпуса сальника.
24. Несколько раз проворачиваем коленчатый вал, чтобы убедиться, что все детали установлены правильно. Валы должны вращаться свободно, без заеданий посторонних шумов.

Новости

30 мая 2012 г.
Honda Motor выпустила более 200 млн. мотоциклов

30 октября 2008 года японский концерн Honda Motor отметил некий юбилей. Было официально объявлено о том, что компанией произведено более двухсот миллионов единиц мотоциклов. Произошло это знаменательное события спустя всего пятьдесят девять лет с того момента, как первый произведенный концерном мотоцикл Honda — Dream D-type поступил в продажу.