Генератор. Ремонт. Диагностика

Генератор переменного тока фирмы Nippon Denso со встроенным регулятором напряжения, устанавливаемый на мотоциклы «Урал» с 2004 г, отличается повышенной надежностью по сравнению с 500-ватгным генератором производства АТЭ-1, который устанавливался в предыдущие годы. Генератор устанавливается на верхней части двигателя, привод обеспечивается косозубой шестерней от шестерни распределительного вала. Для установки генератора применяется специальный переходник с демпфирующими элементами. Через отверстия в корпусе переходника генератор крепится к двигателю.

Диагностика встроенного регулятора напряжения

Для работы потребуется мультиметр.
1. Проверяем уровень электролита и степень заряженности аккумуляторной батареи, при необходимости доливаем в батарею дистиллированную воду и заряжаем батарею (см. «Аккумуляторная батарея. Обслуживание и замена»).
2. Запускаем двигатель, рукояткой управления дроссельными заслонками карбюраторов устанавливаем частоту вращения коленчатого ваза 3500—4000 об/чин и выключаем все потребители, кроме системы зажигания.
3. Замеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи. При исправном регуляторе напряжение должно быть 13,9-14,5 В. Если напряжение меньше 13,9 В. необходимо проверить контакты в соединениях электроцепей.

Диагностика генератора

1. Снимаем генератор с мотоцикла (см. «Генератор. Снятие и установка»).
2. Снимаем заднюю крышку генератора, щеточный узел в сборе с регулятором напряжения и выпрямительный узел.
3. Проверяем обмотку ротора: прикладываем щупы омметра к контактным кольцам ротора и проверяем обмотку возбуждения на отсутствие обрыва. Сопротивление исправной обмотки должно быть 3-10 Ом.

4. Провернем обмотки статора: поочередно подсоединяем щупы омметра к выводам обмотки статора, при отсутствии обрыва омметр покажет небольшое электрическое сопротивление (до 10 Ом).

5. Проверяем замыкание обмотки статора на корпус генератора: подсоединяем щупы омметра к выводу обмотки статора и корпусу, при отсутствии замыкания обмотки, омметр покажет бесконечно большое электрическое сопротивление.

6. Проверить выпрямительный блок данного генератора достаточно затруднительно, все диоды залиты специальным компаундом. В случае подозрения на его неработоспособность, необходимо заменить весь блок заведомо исправным.

Разборка

Полную разборку и ремонт генератора рекомендуется проводить в специализированной мастерской.
Перед снятием генератора и проведением диагностических работ с ним необходимо отключить провод «отрицательного» вывода аккумуляторной батареи.

Не допускается работа генератора при отсоединенной аккумуляторной батарее. Это вызовет возникновение скачков напряжения, которые могут повредить регулятор напряжения и другие электрические устройства в бортовой сети мотоцикла. Запрещается замыкать между собой контакты генератора и регулятора напряжения

1. Пассатижами вынимаем шплинт гайки приводной шестерни.

2. Фиксируем шестерню генератора в тисках от проворота (необходимо использовать дощечки, как на фото, во избежание повреждения зубьев шестерни) и ключом на 19 мм отворачиваем гайку.

3. Используя съемник, спрессовываем шестерню с вала генератора.

4. Необходимо внимательно осмотреть шестерню на предмет наличия повреждений зубьев и шпоночного паза, при наличии повреждений шестерню необходимо заменить.

5. Ключом на 12 мм отворачиваем четыре гайки шпилек переходника.

6. Отвернув гайки и сняв пружинные шайбы со шпилек, отсоединяем переходник от генератора (необходимо отметить риской положение переходника относительно генератора).

7. Отворачиваем три винта крепления пластины (для этого рекомендуется воспользоваться ударной отверткой) и снимаем пластину, закрывающую подшипники переходника.

8. Установив переходник в тиски, как показано на фото, легкими ударами молотка через выколотку из мягкого металла выпрессовываем вал.

9. Осматриваем вал переходника и посадочные места подшипников на предмет повреждений — на валу не должно быть следов побежалости и деформации шпоночного паза.

10. Воспользовавшись высокой инструментальной головкой на 17 мм и молотком, легкими ударами выпрессовываем подшипники вместе с опорным кольцом.

11. Между подшипниками вала установлено стальное опорное кольцо. Необходимо проверить подшипники на наличие продольного и поперечного люфтов — они должны вращаться равномерно, без шумов и заеданий.

12. Для выпрессовки сальника вала переходника можно воспользоваться инструментальной насадкой на 27 мм.

13. Поддев шлицевой отверткой резиновые демпфирующие элементы, извлекаем их из обоймы переходника. Элементы демпфера не должны иметь расслоений, трещин и других повреждений.

14. Крестовой отверткой отворачиваем три болта крышки регулятора напряжения (сзади генератора).

15. Ключом на 10 мм отворачиваем две гайки положительного вывода генератора.

16. Вынимаем пластмассовую изоляционную втулку из корпуса.

17. Снимаем крышку регулятора напряжения.

18. Для снятия регулятора напряжения потребуется отвернуть крестовой отверткой четыре винта его крепления.

19. Снимаем регулятор напряжения в сборе со щеточным узлом. На регуляторе находится колодка с двумя выводами - Ig (ignition) и L (lamp). Колодку необходимо очистить от загрязнений.

20. Перед снятием щеточного узла следует снять резиновый пыльник.

21. Для снятия щеточного узла с регулятора напряжения крестовой отверткой отворачиваем винт крепления.

22. При необходимости очистите щетки «10» и «23» от продуктов износа и пыли. Также может потребоваться очистить клеммы щеточного узла и регулятора напряжения от окислов, возникающих в процессе работы. При нажатии на щетки они должны свободно перемещаться в своих пазах и быть подпружиненными. Выступание щеток в свободном состоянии должно быть не менее 5 мм, в противном случае щеточный узел необходимо заменить в сборе.

23. Для снятия выпрямительного блока потребуется отвернуть крестовой отверткой четыре винта крепления к корпусу генератора.

24. Отвернув винты, получаем доступ к выводам обмотки генератора, уложенным под головками винтов. При помощи пассатижей выпрямляем их. Это необходимо делать очень аккуратно, чтобы не повредить выводы.

25. Сдвигая диодный мост вверх по контактам обмотки, снимаем его.

26. Ключом на 8 мм отворачиваем две гайки и два болта, стягивающие корпус генератора.

27. Удерживая ключом на 10 мм вал генератора от проворота, ключом ка 22 мм отворачиваем обойму демпфера.

28. Отворачиваем обойму демпфера, под ней находится дистанционная втулка.

29. Снимаем дистанционную втулку с вала.

30. Прогреваем техническим феном корпус генератора в местах запрессовки переднего и заднего подшипников, это позволит без особых усилий снять крышки генератора и выпрессовать ротор.

31. Отворачиваем четыре винта пластины, закрывающей передний подшипник вала.

32. Отвернув четыре болта, вынимаем пластину. Также необходимо проверить состояние проводов обмотки статора - на них не должно быть никаких повреждений.

33. Используя специальную оправку или инструментальную насадку на 19 мм выпрессовываем передний подшипник.

34. Проверяем техническое состояние заднего подшипника, его вращение должно быть плавным, без люфтов, при быстром вращении шум должен быть незначительным. Если необходимо снимаем подшипник с вала при помощи стандартного съемника и заменяем его.

Сборка

Сборку генератора производим в обратной последовательности, предварительно очистив все части генератора от грязи и продуктов износа. Подшипники запрессовываем на вал при помощи оправок либо инструментальных насадок, совпадающих по диаметру с внутренними кольцами подшипников, Посадочные места подшипников в крышках генератора не должны быть деформированы. При сборке на все болты необходимо нанести анаэробный фиксатор резьбы для предотвращения вывинчивания крепежа от вибраций. Момент затяжки гаек корпуса переходника составляет 14-15 H-м, обоймы демпфера — 40—50 Н-м, корончатой гайки шестерни генератора - 50—60 Н-м.

Новости

30 мая 2012 г.
Honda Motor выпустила более 200 млн. мотоциклов

30 октября 2008 года японский концерн Honda Motor отметил некий юбилей. Было официально объявлено о том, что компанией произведено более двухсот миллионов единиц мотоциклов. Произошло это знаменательное события спустя всего пятьдесят девять лет с того момента, как первый произведенный концерном мотоцикл Honda — Dream D-type поступил в продажу.